Йога

Тренировочная система Y23 (YOGA23)

Тренировочная система Y23 (YOGA23) представляет собой методическую систему применения тренировочных техник йоги, специально оптимизированную для современных условий западного социума. Основу создания системы заложил А.В.Сидерский в 2003 году. Впоследствии система трансформировалась с учетом практических и теоретических наработок учеников и коллег А.В.Сидерского, и с течением времени превратилась в высокоэффективный тренировочный технологический продукт коллективного творчества, вобравший в себя наработки многих квалифицированных специалистов в области хатха-йоги, боевых искусств, современных спортивных тренировочных методик и фитнеса, плавания и фридайвинга.

Система ориентирована на конечного потребителя и предназначена для разработки тренировочных программ общего назначения. Отличается большим разнообразием тренировочных техник, позволяет решать широкий спектр задач общеразвивающего, реабилитационного и терапевтического характера. За счет обилия различных вариаций техник начальных уровней сложности дает возможность разрабатывать тренировочные программы для начинающих, для лиц с ослабленным физиологическим функционалом и различными фунциональными и органическим нарушениями.

Не менее обилен в тренировочной системе Y23 также арсенал вариаций техник средней, высокой и сверхвысокой сложности, за счет чего система позволяет строить оптимальные тренировочные программы практически для любых случаев как среднестатистических, так и весьма специфических состояний опорно-двигательного аппарата и общего системного функционала представителей вида HSS. Система YOGA23 является удачным выбором для того, чтобы начать тренировочную практику из любого исходного состояния.

Методика Y23 пригодна для применения в качестве оптимальной системы универсального фитнеса, функциональной реабилитации и физкультурной терапии. Вследствие того, что все упражнения, образующие тренировочную систему Y23, весьма эффективны не только как физкультурные, но и как эфирные техники, тренировочная практика по методике YOGA23 с течением времени в пределе позволяет полностью качественно «переформатировать» органическое тело и постепенно достичь «духовно-мистических» результатов, приписываемых йоге как метафизической технологии индивидуального развития.

Подробнее

Хатха-Йога:

Хатха-йогой называется гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий интегрального совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.

В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным.

К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции.

В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов — великих мастеров высочайших ступеней посвящения.

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств. До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец — это символ и оружие Шивы. Великий воин и фантастический любовник Шива традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.

В старину целые кланы странствующих хатха-йогинов были кланами профессиональных воинов, своего рода «южноазиатских самураев» — средневековых «солдат удачи». Из них составлялись наемные ударные силы в феодальных войнах. Только в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века английским колонизаторам удалось хоть как-то «усмирить» их и превратить в относительно мирных монахов-бродяг. Так что эпизод с привлечением к битве за правое дело хатха-йогина в Ефремовском «Лезвии бритвы» — отнюдь не случаен. Видимо, писатель достаточно хорошо владел исторической информацией.

В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых — раджи — постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу — специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи. Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, «не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги». Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.

Интересно, что традиция придворных йогинов-мастеров сохранилась до наших дней. Выдающийся мастер йоги профессор Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы при дворе майсорского раджи, а основатель и наставник Вишваятан-Йогашрама, великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари — «официальным придворным учителем йоги» семейства Ганди, до недавнего времени правившего Индией.

«Хатха-йога» — санскритское словосочетание. Санскрит — древний язык, который исследователи — считают праязыком всей индоевропейской семьи языков, в которую входят все индийские, славянские и романо-германские языки. Санскрит иногда называют «восточной латынью».

Прямой перевод с санскрита слова «хатха» — «сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость».

Слово «йога» переводится как «упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль».

Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе «Йога-даршана» древний мыслитель Патанджали.

Согласно этому определению йогой называется такое состояние сознания, в котором отсутствуют какие бы то ни было неконтролируемые флуктуации — неуправляемые мысли, эмоции, желания. Это крайне труднодостижимое состояние. Однако оно стоит того, чтобы за него бороться. Ибо только в таком состоянии человек способен полноценно себя осознавать и на все сто процентов быть полноправным хозяином всех своих побуждений, действий и проявлений. Состояние йоги — это состояния тотального самоосознания и самоконтроля. Его достижение поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень эволюции разума.

Закономерно возникает вопрос: какое отношение хатха имеет к йоге? Как связаны достижение столь возвышенного состояния сознания и, пусть весьма изощренная, но все же всего лишь телесная гимнастика, каковой, по сути, является тренировочная практика хатха-йоги?

Все очень просто. Соотношение между телом воплощенным в теле сознанием можно условно проиллюстрировать на примере соотношения между компьютером и его программным обеспечением. Тело — это «железо», сознание — воплощенный в «железе» «софт», то есть программное обеспечение. Чем более сложным и «тонким» является устройство и организация тела, тем более совершенное сознание может быть в нем воплощено и, соответственно, тем более высокого уровня функции могут быть реализованы.

Хатха-йога — своего рода боди-билдинг, но боди-билдинг особенный. Его цель — прежде всего в развитии центральной и периферйной нервной системы и построении совершенной эндокринной системы. Тренировочная технология хатха-йоги на протяжении тысячелетий специально разрабатывалась для того, чтобы создавать тело, специально предназначенное для воплощения в себе сложноорганизованного сознания.

А поскольку жизнь — саморегулирующаяся система, при условии наличия места всегда находится то, чем это место может быть занято. В здоровом теле — здоровый Дух. В совершенном, соответственно — совершенный…

В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Слово «асана» переводится с санскрита как «поза, положение тела, форма». Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Особенность асан, которая отличает их от других типов физических упражнений — в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. Особая система растягивания сухожильно-мышечных жгутов, присущая практике асан, стимулирует рост нервных волокон и усложнение организационной структуры нервной системы. Соответственно, усложняется система иннервации тканей. Многовековой опыт позволил практикам хатха-йоги настолько усовершенствовать систему асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом «энергетическим». Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек — «тонких» компонент «энергетического тела». Эти оболочки на санскрите называют «кошами». Слово «коша» переводится как «кокон». Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе «кош». Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» — «искусством управления Силой». Прана — сила, энергия, яма — контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений — асан — обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием — дыхательных упражнений пранаямы.

Практика техник хатха-йоги становится средством достижения состояния йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов.

Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безупречность — таковы вышеупомянутые условия.

При достаточно интенсивной корректной практике технических методов образ жизни сам собой приходит в соответствие с необходимыми условиями. Со временем практикующий начинает чувствовать, какая пища пригодна для него, какая — нет. Повышение уровня тренированности, насыщение энергетической структуры энергией, ее отстройка и функциональная оптимизация приводят тело в состояние здоровья, а ко всему, что не соответствует принципам психоэнергетической безупречности, просто пропадает интерес.

Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы — пятью ограничениями — и пятью принципами ниямы — пятью правилами.

Пять ограничений ямы таковы:

1) ахимса — отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
2) сатья — отказ от лжи, в первую очередь — от самообмана;
3) астейя — отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
4) брахмачарья — сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия
5) апариграха — отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.

Пять правил ниямы формулируются следующим образом:

1) шауча — соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
2) сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
3) тапас — постоянная упорная тренировка;
4) свадхъяя — устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
5) Ишвара-пранидхана — смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.

Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи — свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще — тем лучше. Естественно, без фанатизма, ибо потребление неудобоваримой пищи не есть йогический способ действия. Простота не всегда означает примитивность. Кроме того, имеет смысл избегать также всевозможных излишеств. Пища слишком соленая, слишком кислая, слишком острая, слишком горячая, слишком холодная и т.д. для питания того, кто практикует хатха-йогу, непригодна. Остывшая и разогретая, прокисшая, высохшая, подгнившая и просто не слишком свежая — нездорова, потому ее также следует избегать.

Количество пищи должно быть таким, чтобы примерно через час после еды в животе не было ощущения тяжести, которое мешало бы полноценно тренироваться. Для быстрого и качественного усвоения съеденного имеет смысл обращать внимание на тщательное пережевывание. Вряд ли целесообразно ограничивать себя диетическими концепциями, сформулированными где-то когда-то кем-то неизвестно для кого неизвестно в каких условиях. То же самое касается и распорядков питания. Каждый из нас — такой тот, кто он есть, каким он является в данный конкретный момент времени в данном конкретном месте пространства и в данном конкретном своем состоянии. И потому только он один может сделать целесообразный для себя выбор. Максимально возможный уровень осознанности в каждое мгновение жизни — единственное, что имеет значение.

Кроме следования принципам психоэнергетической безупречности и корректного подхода к питанию, к условиям, необходимым для практики хатха-йоги, относится физическое здоровье. В случае необходимости для подготовки тела на начальных этапах применяют техники йога-терапии. Они состоят из комплексов упрощенных вариантов асан и специальных очистительных и гигиенических процедур. Как только терапевтическая необходимость в этих процедурах оказывается исчерпанной, их применение прекращают.

Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника — язык этого общения.

Mатериал подготовлен на основе работы «Хатха-Йога» А.В.Сидерского

Йога в свободное время — йога для свободы!

Есть нечто удивительное, почти чудесное в том, что люди разного возраста, образования, профессии, национальности, темперамента, с различными склонностями и интересами вступают в йогу. Иногда внешний толчок может произвести полунеграмотный «учитель», шарлатанская статейка в газетке или книжка «по медитации», представляющая собой собрание затертых общих мест и дичайших нелепостей или обманов. Мало кому может повезти обрести вначале знающего учителя и содержательную литературу, и поэтому каждый приступает к йоге, руководствуясь собственной целью и интересами.

Большинство людей Запада занимаются йогой «в свободное время», не удаляясь от общества, и с чисто прикладными целями, главная из которых — оздоровление. При этом многие придерживаются науки, христианства, ислама или просто «здравого смысла». Для «малых» целей — укрепления здоровья, повышения работоспособности и т. п. — принадлежность к мировоззрению йоги необязательна, но нужно иметь в виду, что Высшая Цель и приемы ее достижения выражены и разработаны именно внутри индоарийского сознания.

Идейные или мировоззренческие основания йоги так же важны, как и определенные физические упражнения и приемы. Без верной цели и знания смысла никакие наши старания и упражнения не имеют большого эффекта как у заведенной, но стоящей на месте машины, которая не может двигаться без водителя. Или, если даже какое-то движение и будет, то без внимания к мировоззренческим и нравственным вехам занятия могут завести в тупик или даже в пропасть. Или знание будет обретаться мучительным способом проб и ошибок.

Эта цель — освобождение или независимость от пут неистинного, ложного, кажущегося существования. В классической йоге Патанджали, представляющей собой одно из шести истинных мировоззрений (дар-шан) индуизма, это кайвалья (отъединение, исключительность). В джайнской и индуистских (в той или иной мере ведантистских) течениях йоги конечной целью является мокша (избавление), в буддистской йоге — нирвана (утешение или угасание), в некоторых течениях тантры или сикхской йоге она выражается словом сахаджа (естественность).

Только для немногих может быть понятна и привлекательна цель, предполагающая отсутствие личного бытия в мире. Эту немирскую цель йоги часто предпочитают заменять словами «достижение гармонии», «познание Истины», «самопознание». Да, мы можем сказать, что йога — это всецелое соединение себя со всеобщностью вещей, но это уже вторичные определения йоги. Главная цель, отобранная прозрениями и опытом многих ее исполнителей, включает или обобщает частные цели тех или иных людей: «Йога — мыслеверти заключенье» (yoga citta vrtti nirodhah).

Упрощенно, йога, прежде всего, — управление сознанием и обобщение познанного.

А Мир предоставляет нам столько возможностей для этого!
Что многозначное слово йога издавна означало и цель, и средство, прекрасно видно в следующих словах Вьясы (на Йога сутру, 3.6): «Йогу следует познать йогой, йога от йоги происходит. Кто же опьянен йогой, тот навсегда радуется в йоге». Истинная йога начинается лишь тогда, когда начинают искать исключительно Истину и Свободу. До этого йогу используют для мирской пользы, в качестве средства для достижения мирских целей. То есть это относится к области бхоги.

Умение различать йогу как средство и йогу как цель и правильная оценка и применение своих способностей, возможностей и сил является важнейшим условием совершенства. Кое-кто, прочитав в книгах, что цель йоги — отречение, понимает его только как отрицание. Утверждают, что надо отказаться от мира или отречься от себя, от «я». Но, не зная, что такое «мир», «я», отречение часто приравнивают к отверганию каких-то материальных вещей, отказу от имущества, домовладения, семьи, работы и сидению где-то в уединенном месте. Итог такого плохо понимаемого и неподготовленного отречения, как правило, бесполезен, смешон или печален.

Такой человек, впустую потратив время, скорее всего, достаточно быстро оставит свое уединение. Хотя, впрочем, и этот опыт пригодится, если человек поймет, насколько сильна в нем тяга к предметам и обществу и насколько трудно, оказывается, отречение. Стремление к людям, вещам, развлечениям, вкусной еде и т. д., которым прежде не придавал значения из-за их постоянного присутствия или будущей возможности, вдруг с громадной силой начинают захватывать ум, «искушать» его воспоминаниями и мечтами и неудержимо тянуть человека.

Иное дело, когда человек внутри традиции принимает решение стать йогином. Видимо, он видел разнообразные примеры отрекшихся от мира, скорее всего, у него есть учитель, он осознает цель — освобождение от мира, примерно представляет, какие тяготы и обязанности на себя возлагает. Возможно, когда-то он остро почувствовал, что в мире, от которого он отрекается, нет смысла или справедливости. Люди встречаются, совокупляются, размножаются, болеют, дряхлеют и умирают. Идет смертная борьба существ за выживание, наслаждения, власть, богатство, которые один отнимает у другого…

В традиционной Индии йогин порывал все личные и общественные связи: если он был дважды рожденным, то снимал с себя священный шнур, а вместе с ним — все сопутствующие тому или иному состоянию или общественному положению обязанности. Он порывал с прошлым, принимал новое, духовное, указывающее на высшую цель и приобщающее к Высшему, имя. Он жил или в ашраме, или при храме, или в уединении. Своим подвижничеством, самообузданием, сосредоточением и созерцанием он стремился прекратить и удалить из сознания даже целеполагание.

Но занимающийся йогой читатель данной работы вряд ли будет считать себя йогином, свободным от личных и общественных обязанностей. Раз он живет еще в мире, он — человек мирской. Поэтому цель его занятий — развитие своих способностей и наилучшее выполнение своих общественных, семейных и личных обязанностей на пути к Истине.

«Мир исправить нельзя», — утверждают некоторые мудрецы. Но можно ли быть незатронутым им?

Нет ни одной области жизни, которая не касается нас. Конечно, одна затрагивает больше, другая почти не затрагивает. И если мир нельзя исправить, то значит ли это, что нельзя и еще больше испортить? Если нельзя быть незатронутым им, то разве мудрее быть его вечным рабом или жертвой?

«Труды жизни возлагаются на нас, чтобы очистить нас от эгоизма, а социальные учреждения призваны помочь росту души» (С. Радхакришнан).

Пока человек не достиг безусловного Освобождения, у него в мире три области действий — телесная, словесная и умственная и соответственные области свободы: свобода телесная, свобода словесная, свобода мысленная.

Телесная свобода — это свобода от болезней, сохранение здорового тела, свобода удовлетворять его потребности и уметь их обуздывать.

Свобода словесная — свобода выражать и сообщать другим свои убеждения.
Свобода мысли — творческое умение управлять своей мыслью, отличать истинное от ложного, главное от второстепенного, нужное от лишнего и т. д. До сих пор на нашей родине было слишком много свободы для дурного и злого. Не стесняются злодеи и негодяи, не стесняются своего унижения пропившие достоинство и совесть пьяницы, валяющиеся в грязном тряпье в собственных испражнениях. Не стесняются сквернословы. Не стесняются дорвавшиеся до власти насильники, лжецы и мошенники (даже на самых высоких должностях и постах). Мысли навязываются, упрощаются и развращаются средствами массовой информации.

Для возвышенных мыслей и проявлений остаются маленькие закутки — умная книга, прекрасная музыка, письменный стол, теплые беседы с друзьями… Те, кого зовут духовными людьми, которых у нас, думаю, побольше, чем на Западе, не определяют качество общественной жизни. Их «забивают» наглые политики, биржевики, торговцы от культуры. Они бессильно наблюдают тупое вымирание народа от бесцельности, пьянства, без оплаты своего труда. Это во многом связано с утратой преемственности мировоззрения и разрушением основ мироустройства. Пятитысячелетний, по меньшей мере, опыт индийской цивилизации может стать важным подспорьем для его восстановления.

Что может дать йога современному человеку?

Современная цивилизация требует от человека динамики. В нашей быстро меняющейся жизни очень тяжело найти время для релаксации. Человек не имеет возможности есть в спокойной обстановке, не находит спокойной обстановки для работы, не может спокойно спать. Подобный образ жизни создает напряжение. День за днем это напряжение растет, и в итоге приводит к различным расстройствам и болезням. Тогда человек задумывается о релаксации.

Обычно люди говорят, что они расслабляются в кресле во время работы, и им не нужно особого отдыха. Но такое расслабление не может полностью снять утомления.

Йога – это самый простой и реальный путь релаксации. Большая часть практикуемой йоги (асаны, пранаямы) имеют психосоматическую природу. Йога помогает расслабиться как физически, так и умственно. Физическое, умственное, эмоциональное, социальное и духовное развитие индивидуума, а также становление его как хорошего гражданина своей страны – является целью системы образования. Цель системы йоги аналогична. Йога помогает развить все эти аспекты личности.

Йога дарует мир телу и разуму. Если разум спокоен, человек может эффективно направить его на выполнение задач (работы) при минимальной затрате физической и умственной энергии.

Злоба, зависть, ненависть – это факторы, разрушающие личность. Практикуя медитацию и пранаяму, человек в состоянии осознать свои недостатки и исправить их.

Имеет ли йога какой-либо религиозный контекст? Можно ли заниматься только физическими упражнениями, не совершенствуясь духовно?

Т.е. можно ли забивать гвозди микроскопом и палить из пушки по воробьям? Да, минимальный эффект йоги – физический. Драгоценная йога даже в таком предельно усеченном варианте дает положительные результаты. Стройная фигура, гибкость, здоровье и не зависящая от возраста молодость – это то, что хатха-йога может дать каждому.

В религиозном плане йога – вне религии.

Сторонники любой конфессии и атеисты благодаря ей могут развить лучшее понимание реальности, увеличить ясность восприятия и глубже понять свою религию.

На какой возраст ориентированы занятия йогой?

Заниматься полезно до 30 лет. После 30 лет… занятия хатха-йогой – совершенно необходимы!!!

Нет ли каких-либо противопоказаний?

Нет, если занятия ведет достойный инструктор. Их мало, узнать их можно по сертификатам, выданным индийскими Учителями, и по спокойной мудрости во взгляде. В Москве такие международные удостоверения выдавались в свое время Джаякумаром Свамишри после прохождения длительного курса занятий в Индийском посольстве. Эти инструктора к каждому занимающемуся подходят индивидуально, учитывая все особенности его здоровья, даже, если в группе – 30 человек.
Да, если занятия проводит фитнес-инструктор. В этом случае противопоказания такие же, как для занятий калланетикой или аэробикой.

Когда лучше заниматься йогой, в какое время суток?

Если вы занимаетесь утром, то весь день пройдет более плодотворно, если днем – работоспособность повысится. А если вечером, ваш сон будет более полноценным и для восстановления организма понадобится меньше времени. Так что не жалейте времени на йогу: оно многократно окупится!

Нужна ли особая физическая подготовка? Легко будет освоиться новичку?

У настоящего инструктора каждый занимается в меру своих возможностей. 80-летние и 25-летние, больные и здоровые, подготовленные и не очень, одинаково учатся чувствовать свои пределы, не насиловать себя, но и не лениться.

Что приводит людей на занятия йогой? Любопытство, мода, желание совершенствоваться?

Да, хатха-йога в очередной раз вошла в моду. От любопытных отбою нет. В результате большой процент любопытных всерьез начинает заниматься самосовершенствованием. Система, разрабатывавшаяся мудрецами в течение 5 тысяч лет, помогает всем без исключения.

Есть ли такое понятие Женская йога?

Женщины, как наиболее активная и духовная часть общества, в большей степени интересуются йогой. Многие асаны и приемы в йоге помогают при менструациях, беременности, облегчают роды. Незаменима йога и при менопаузе. Развивает она и такие необходимые женщинам качества как выносливость, терпение, благородство, мудрость.

Но те же самые асаны и пранаямы, что укрепляют женскую половую сферу и физическое здоровье, помогают мужчинам избежать импотенции, преждевременного семяизвержения, развить мужество, выносливость и силу.

Легенда и История

Прежде чем начинать заниматься, разумно узнать о йоге что-то большее, чем «йога — это из Индии». Стоит только однажды познакомиться с историей йоги, как желание освоить побольше асан и пранаям переселяется в самую глубину сердца, откуда его не выбить даже невероятной сложностью некоторых упражнений. Приступим?

В некогда существовавших землях Арктиды, самой древней цивилизации планеты, родилось Знание. Когда Арктида исчезла после катастрофы, спасшиеся жители в несколько поколений передали его лучшим умам трех континентов: Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды. Но настало время, исчезли и эти миры. А знание перешло в Древний Египет. Потом — в доарийскую индийскую культуру. Люди доарийской Индии делали изображения, которые в свете современной науки можно назвать изображениями йогов. Это было четыре с половиной тысячи лет назад!

А тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В 5-6 века до нашей эры ее мудрецы создали священные книги Веды, потом — комментарии Упанишады, дав мощнейший толчок развитию философской мысли. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя.

Йога, всеми остальными системами признана как общий метод и средство познания мира.

Йога как философское знание пришла к нам из последней трети первого тысячелетия до нашей эры. Как миф — от древнейшей цивилизации. Она даже древнее древних в том смысле, что рождается из легенды. Чувствуете, чем будете заниматься? Над этим время не властно. На языке йоги с вами говорит сам мир — во всей его незыблемости, которая притягивает и впечатляет.

Современность

А тут все прозаичнее. Если не брать во внимание то, что написано выше, можно даже подумать, будто йога — не больше, чем модное общемировое увлечение, пришедшее из Индии. И в Америке, и в Европе, и в России, и в Азии полно различных школ и направлений.

Если посмотреть на это извне – неинтересно. «Да что в этой йоге такого, что весь мир так увлекается?»

А Вы только посмотрите изнутри… И тантра, карма, янтра, лайя вам в помощь! А заодно и все древние континенты!!!